Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
76 урок. На что опирался Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2
76 урок. На что опирался Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2
Что касается позы во время еды, то желательно сидеть на коленях либо сидеть на одной ноге, поставив ...
4 154
11 марта, 16

76 урок. На что опирался Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2

4 154
11 марта, 16
Сто двадцать пятый хадис
 
حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا شريك عن علي بن الأقمر عن أبي جحيفة قال: -
"قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم) أما أنا فلا آكل متكئاً".

Сообщил нам Кутейба ибн Саид от Шарика от Али ибн аль-Акмара от Абу Джухейфа[1]: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Что касается меня, то я не ем, опираясь на что-то»».
 
Имеется в виду принимать пищу, склонившись на один из боков и опираясь при этом на что-то.
 
И имам аль-Байджури, рахимахуллах, указывает, что причина нежелательности связана с тем, что это действие высокомерных людей. Что же касается приема пищи лежа, то это еще более нежелательно.
 
От Али, каррамаллаху ваджхаху, передается, что он ел фрукты, орехи и подобные вещи лежа, поэтому в этом не будет нежелательности.
 
Что касается позы во время еды, то желательно сидеть на коленях либо сидеть на одной ноге, поставив другую прямо. В сидении по-турецки нет нежелательности, но это отказ от лучшего (хиляф аль-авля)[2].
 
Сто двадцать шестой хадис
 
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي. حدثنا سفيان عن علي بن الأقمر قال سمعت أبا جحيفة يقول:
"قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم) لا آكل متكئاً ".

Сообщил нам Мухаммад ибн Башшар от Абдур-Рахмана ибн Махди от Суфьяна от Али ибн аль-Акмара: «Я слышал, как Абу Джухейфа сказал: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Я не ем, опираясь на что-либо»»».
 
Сто двадцать седьмой хадис
 
حدثنا يوسف بن عيسى. حدثنا وكيع. حدثنا إسرائيل عن سماك بن حرب عن جابر بن سمرة قال:
"رأيت النبي (صلى الله عليه وسلم) متكئاً على وسادة".
قال أبو عيسى: لم يذكر وكيع على يساره، وهكذا روى غير واحد عن إسرائيل نحو رواية وكيع ولا نعلم أحداً، روى فيه على يساره إلا ما رواه إسحاق بن منصور عن إسرائيل.

Сообщил нам Юсуф ибн Иса от Ваки’а от Исраиля от Симака ибн Харба от Джабира ибн Самура: «Я видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, опирался на подушку». Абу Иса говорит: «Ваки’ не упомянул о левой руке. И все остальные передают от Исраиля так же, как и Ваки’. И никто не передает от Исраиля про левую руку, кроме Исхака ибн Мансура».

Здесь имам ат-Тирмизи, рахимахуллах, указывает на важный аспект науки о хадисе, который называется «’иляль», то есть «скрытые изъяны хадиса».
 
Для того чтобы передатчик считался «сика», то есть достойным доверия, предъявляются два главных условия: адаля, то есть чтобы человек не совершал больших грехов, не совершал постоянно малые и не не делал того, что не подобает делать соблюдающему мусульманину. Второе, более сложное, условие – это совершенная память (ад-дабт ат-там), то есть чтобы передатчик хадиса, который он услышал от своего шейха, передавал его точно так же, не добавляя ничего от себя и не убавляя.
 
Если соответствие первому условию установить легко, то как определить, что у человека хорошая память и он не ошибается в своих передачах?
 
Имам Муслим, рахимахуллах, в предисловии к «Сахих» указывает, что для этого рассматривают имамов хадиса, которые служат образцами и насчет которых нет никаких разногласий, например, передачи Юнуса или Укейля от имама аз-Зухри. Эти ученики находились рядом с имамом долгое время и считаются самым достоверными передатчиками от этого имама. Потом передачи других передатчиков от этого имама сравнивают с теми, кого мы взяли за эталон, и если их передачи совпадают с эталонными риваятами, то считается что их память совершенна и у них нет ошибок. Если есть расхождения, то считается, что в их риваятах есть изъяны и ошибки.
 
И в нашем случае в качестве мадара иснада выступает Исраиль ибн Юнус (умер в 162-м г.), который считается великим имамом хадиса и самым лучшим передатчиком от Абу Исхака ас-Сабии.
 
И от этого имама Абу Суфьян Ваки’ ибн аль-Джаррах ар-Руаси (умер в 198-м г.), который считается одним из величайших имамов хадиса, передает хадис о том, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам, опирался на подушку, без указания на руку.
 
Имам ат-Тирмизи говорит, что все остальные передатчики от Исраиля передают так же, как и Ваки’, кроме Исхака ибн Мансура ас-Салюли аль-Куфи, который также считается достойным доверия (сика)[3].
 
Иными словами, невозможно, чтобы все ученики Исраиля ибн Юнуса передавали один и тот же риваят без этого дополнения, а лишь один Исхак ибн Мансур передал его с этим дополнением, и именно на этот изъян указал имам ат-Тирмизи.
 
[1] Вахб ибн Абдуллах. Сподвижник, да будет доволен им Аллах.
[2] Аль-Мавахиб, с. 248-249.
[3] Икмаль тахзиб аль-камаль, 2/113, биография №422.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков