Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
136 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 7
136 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 7
От Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, передается, что он произносил намерение вслух пер...
2 438
17 сентября, 18

136 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 7

2 438
17 сентября, 18

Двести шестидесятый хадис

 
حدثنا محمد بن المثنى. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن عمرو بن مرة عن أبي حمزة رجلٍ من الأنصار عن رجل من بني عبس عن حذيفة بن اليمان رضي الله عنه أنه صلى مع النبي (صلى الله عليه وسلم) من الليل قال:
"فلما دخل في الصلاة قال الله اكبر ذو الملكوت والجبروت والكبرياء والعظمة. قال: ثم قرأ البقرة ثم ركع فكان ركوعه نحواً من قيامه وكان يقول سبحان ربي العظيم سبحان ربي العظيم ثم رفع رأسه فكان قيامه نحواً من ركوعه، وكان يقول لربي الحمد لربي الحمد ثم سجد فكان سجوده نحواً من قيامه وكان يقول سبحان ربي الأعلى سبحان ربي الأعلى ثم رفع رأسه فكان من بين السجدتين نحواً من السجود وكان يقول رب اغفر لي رب اغفر لي حتى قرأ البقرة وآل عمران والنساء والمائدة أو الأنعام. شعبة الذي شك في المائدة والأنعام".  
قال أبو عيسى وأبو حمزة اسمه طلحة بن زيد وأبو حمزة الضبعي اسمه نصر بن عمران.
 
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Шу’ба от Амра ибн Мурра от Абу Хамзы, одного из ансаров, от человека из племени Бану Абс от Хузейфы ибн аль-Ямана, да будет доволен им Аллах, который передавал, что тот совершал ночной намаз вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, который, начав намаз, сказал: «Аллах Велик, Обладающий властью, мощью и величием».
 
Затем [Хузейфа продолжает]: «Он прочитал суру «Аль-Бакара» [полностью] и совершил поясной поклон, такой же долгий, как стояние, и в нем он сказал: «Свят мой величественный Господь, свят мой величественный Господь».
 
Затем он выпрямился и стоял такое же время, какое находился в поясном поклоне, говоря: «Лишь моему Господу вся хвала! Лишь моему Господу вся хвала!»
 
Затем он совершил земной поклон, столь же долгий, как стояние, в котором он говорил: «Свят мой Всевышний Господь! Свят мой Всевышний Господь». Затем он поднялся из земного поклона и сидел столько же, сколько совершал земной поклон, говоря: «Мой Господь, прости меня, мой Господь, прости меня!»
 
И таким образом он прочитал суры «Аль-Бакара» [в первом ракаате], «Али Имран» [во втором ракаате], «Ан-Ниса» [в третьем ракаате], «Аль-Маида» или «Аль-Ан’ам» [в четвертом]».
 
Абу Иса [ат-Тирмизи] сказал: «Это Шу’ба сомневался в передаче, была то сура «Аль-Маида» или «Аль-Ан’ам»[1].
 
«Тот совершал ночной намаз вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»: скорее всего, имеется в виду коллективное совершение нафль-намаза[2].
 
«Который, начав намаз, сказал»: все ученые согласны, что тому, кто читает намаз, необходимо совершить намерение. Что касается произнесения намерения вслух, то Ибн Каййим аль-Джаузия очень грубо высказался о тех факихах, которые указывали на желательность этого в книгах по фикху. А мнение, которое критикует Ибн аль-Джаузия, – сильное и в ханафитском[3], и в шафиитском мазхабах[4].
 
От Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, передается, что он произносил намерение вслух перед хаджем[5], но нет хадисов, которые указывали бы на то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, произносил намерение на намаз вслух, и Ибн Хаджар пишет, что нет разницы между намазом и хаджем[6].
 
Автору же показалось, что объяснение Ибн аль-Хумама более понятно: когда факихы говорят, что некое действие желательно, то они иногда могут иметь в виду Сунну Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, а иногда – фетву факихов, которая связана с определенной ситуацией. Тут, как указывает Ибн аль-Хумам[7] речь идет о ситуации, когда людям трудно сосредоточиться в намерении: им, чтобы привести сердце в порядок, желательно произнести намерение вслух, но если в этом нет необходимости, то и желательности в таком действии не будет.
 
Иными словами, произнесение намерения вслух – это не самостоятельная Сунна, но действие, которое служит средством сосредоточения в намазе.
 
Аллах знает лучше.
 
«Аллах Велик, Обладающий власть, мощью и величием»: Мулла Али аль-Кари указывает, что, возможно, это дуа было прочитано после произнесения вступительного такбира[8], что подтверждается версией этого хадиса, которую передает Абу Дауд[9], где сказано, что «Аллах Велик» было произнесено трижды.
 
И поэтому это одна из форм дуа аль-ифтитах[10].
 
«Он прочитал суру «Аль-Бакара», – после того как прочитал суру «Аль-Фатиху», об оставлении которой в намазе от посланника Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам, ничего не передается.[11]
 
«Такой же долгий, как стояние», – то есть близко по долготе, но необязательно, чтобы это заняло ровно столько же времени[12].
 
«Свят мой величественный Господь, свят мой величественный Господь»: имеется в виду, что повторил это много раз[13].
 
[1] Хадис передает Абу Дауд (№874).
 
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 458).
 
[3] «Хашия» Ибн Абидина (2/113).
 
[4] Тухфа аль-мухтадж, 2/12.
 
[5] Бухари, №7343.
 
[6] Ашраф аль-васаиль, с. 389.
 
[7] Фатх аль-Кадир, 1:265.
 
[8] Джам’ аль-васаиль, 2/75.
 
[9] №874.
 
[10] Мунтаха ас-суль, 3/37.
 
[11] «Хашия» аль-Байджури (с. 459).
 
[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 459).
 
[13] «Хашия» аль-Байджури (с. 459).
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков