Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
138 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 9
138 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 9
Исхак ибн Муса аль-Ансари передал нам от Маана от Малика ибн Абу ан-Надира от Абу Салямы от Аиши, да...
2 719
24 сентября, 18

138 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 9

2 719
24 сентября, 18

Двести шестьдесят третий хадис

 
حدثنا اسحاق بن موسى الأنصاري. حدثنا معن. حدثنا مالك عن أبي النضر عن أبي سلمة عن عائشة رضي الله تعالى عنها:
"أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان يصلي جالساً فيقرأ وهو جالس فإذا بقي من قراءته قدر ما يكون ثلاثين أو أربعين آية قام فقرأ وهو قائم ثم ركع وسجد ثم صنع في الركعة الثانية مثل ذلك". 
 
Исхак ибн Муса аль-Ансари передал нам от Маана от Малика ибн Абу ан-Надира от Абу Салямы от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз сидя, и когда оставалось дочитать [из суры] тридцать или сорок аятов, то вставал и дочитывал стоя, а затем совершал поясной и земной поклон, а потом во втором ракаате так же читал»[1].
 
В этом хадисе речь идет уже о преклонном возрасте Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, на что указывает хадис из сборника аль-Бухари от Аиши[2].
 
Имам аль-Байджури указывает, что одной из особенностей (хасаих) Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, было то, что он получал такую же награду за желательный намаз сидя, как за него же стоя, потому что никогда не читал намаз сидя от лени[3].
 
И это подтверждается хадисом от Абдуллаха ибн Амра:
 
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو ، قَالَ : حُدِّثْتُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : " صَلَاةُ الرَّجُلِ قَاعِدًا نِصْفُ الصَّلَاةِ ". قَالَ : فَأَتَيْتُهُ، فَوَجَدْتُهُ يُصَلِّي، جَالِسًا فَوَضَعْتُ يَدِي عَلَى رَأْسِهِ. فَقَالَ : " مَا لَكَ يَا عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَمْرٍو ؟ " قُلْتُ : حُدِّثْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَنَّكَ قُلْتَ : " صَلَاةُ الرَّجُلِ قَاعِدًا عَلَى نِصْفِ الصَّلَاةِ "، وَأَنْتَ تُصَلِّي قَاعِدًا. قَالَ : " أَجَلْ، وَلَكِنِّي لَسْتُ كَأَحَدٍ مِنْكُمْ
 
«Мне рассказали, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Совершающий намаз сидя получит половину награды от намаза», – и я пошел к нему и увидел, как он совершает намаз сидя. И я положил руку на его голову, и он сказал: «Что тебе, Абдуллах ибн Амр?».
 
Я сказал: «О Посланник Аллаха, мне сказали, что ты сказал: «Совершающий намаз сидя получит половину награды от намаза», – но ты сам читаешь намаз сидя!».
 
И он ответил на это: «Я не подобен одному из вас!»»[4]
 
«И когда оставалось дочитать [из суры] тридцать или сорок аятов»: это указывает, что до этого было прочитано намного больше[5].
 

Двести шестьдесят четвертый хадис

 
حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا هُشيم. حدثنا خالد الحذاء عن عبد الله ابن الشقيق قال سألت عائشة رضي الله عنها عن صلاة رسول الله (صلى الله عليه وسلم) عن تطوعه فقالت:
"كان يصلي ليلاً طويلاً قائماً وليلاً طويلاً قاعدًا، فإذا قرأ وهو قائم ركع وسجد وهو قائم، وإذا قرأ وهو جالس ركع وسجد وهو جالس".
 
Ахмад ибн Мани передал нам от Хушейма от Халида аль-Хазаъ от Абдуллаха ибн Шакика: «Я спросил Аишу, да будет доволен ею Аллах, про дополнительные намазы Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и она сказала: «Он иногда долго мог ночью совершать намаз стоя, а иногда – долго ночью сидя. И если он читал намаз стоя, то и поясной и земной поклоны совершал [из положения] стоя, а если совершал намаз сидя, то поясной и земной поклоны тоже совершал [из положения] сидя»[6].
 
Этот хадис отличается от предыдущего тем, что в том говорилось, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, мог совершать намаз сидя, а потом вставал и совершал поясные и земные поклоны из положения стоя, а в этом хадисе сказано, что если намаз начинался сидя, то поясной и земной поклоны совершались сидя, а если намаз начинался стоя, то поясной и земной поклоны совершались из положения стоя.
 
Ибн Хаджар говорит, что, возможно, в этом хадисе просто не сообщается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, иногда при чтении стоя садился[7].
 
Имам аль-Ираки предполагает, что в этих двух хадисах описаны разные тахаджуд-намазы Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям[8].
 
«Долго»: это указывает, что желательно удлинять намаз, долго читая Коран[9].
 
[1] Бухари, №1119; Муслим, №731; Абу Дауд, № 953; Тирмизи, Сунан, №374.
 
[2] №1118.
 
[3] «Хашия» аль-Байджури (с. 464).
 
[4] «Сахих» Муслима (№735); Абу Дауд, №950.
 
[5] «Хашия» аль-Байджури (с. 464).
 
[6] Муслим, № 730; Абу Дауд, №1251; Тирмизи в «Сунан» (№375).
 
[7] Ашраф аль-васаиль, с. 397.
 
[8] Мунтаха ас-суль, 3/46.
 
[9] Мунтаха ас-суль, 3/46.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков