Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
111 урок. Речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1
111 урок. Речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1
Иными словами, речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не была быстрой и необдуманной, ...
3 346
21 ноября, 17

111 урок. Речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1

3 346
21 ноября, 17
باب كيف كان كلام رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (3) أحاديث
 
Глава о том, какой была речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней три хадиса
 
Двести тринадцатый хадис
 
حدثنا حميد بن مسعدة البصري. حدثنا حميد الأسود عن أسامة بن زيد عن الزهري عن عروة عن عائشة رضي الله عنها قالت:
"ما كان رسول الله  (صلى الله عليه وسلم) يَسْرُدُ كسردكم هذا، ولكنه كان يتكلم بكلام بَيِّن فصل، يحفظه من جلس إليه".
 
Хумейд ибн Масаада аль-Басри передал нам от Хумейда ибн аль-Асвада от Усмана ибн Зейда от аз-Зухри от Урвы от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не говорил так же быстро, как вы, но его речь была ясной и краткой, и каждый находившийся рядом мог запомнить ее»[1].
 
Иными словами, речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не была быстрой и необдуманной, так что слушающий мог бы что-то упустить. Его речь была взвешенной и умеренной, и каждое слово он выбирал осознанно, чтобы слушающие его могли понять и запомнить, что он, солляллаху алейхи ва саллям, говорит и чему их обучает.
 
سرد – это когда человек говорит быстро и невнятно, так что буквы и слова начинают сливаться друг с другом[2].
 
В западном представлении об уме и интеллектуальности следует говорить так, чтобы тебя не понимали, и использовать сложные термины. Однако это признак высокомерия, а не ума, потому что истинный ум связан с желанием помочь людям и наставить их на путь истины, а это, в свою очередь, означает говорить с людьми так, чтобы они могли понять и запомнить твою речь.
 
Двести четырнадцатый хадис
 
حدثنا محمد بن يحيى. حدثنا أبو قتيبة (سلم بن قتيبة) عن عبد الله بن المثنى عن ثمامة عن أنس بن مالك قال:
"كان رسول الله  (صلى الله عليه وسلم) يعيد الكلمة ثلاثاً لِتُعقل عنه".
 
Мухаммад ибн Яхья передал нам от Абу Кутейбы Сальма ибн Кутейбы от Абдуллаха ибн аль-Мусанна от Сумамы от Анаса ибн Малика: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, повторял сказанное трижды, чтобы быть понятым»[3].
 
Тут не имеется в виду, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, каждое сказанное слово повторял трижды: повторялись либо предложения, либо части предложения в зависимости от того, кто его слушал или сколько человек слушало. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не делал так постоянно, потому что повторение слов без нужды не считается приметой красноречия[4].
 
Шейх Мулла Али аль-Кари пишет, что в первый раз, возможно, он, солляллаху алейхи ва саллям, говорил, чтобы слова были услышаны, во второй раз – чтобы обратить внимание, а в третий – чтобы заставить размышлять об этом[5].
 
Это указывает и на то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, объяснял мягко и был снисходителен к тем, кто плохо понимал его или понимал не сразу.
 
В риваяте от Анаса, который передает имам аль-Бухари[6], сказано, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, когда здоровался, делал это трижды и, когда говорил, повторял сказанное тоже трижды.
 
Имам аль-Бухари назвал эту главу «главой о том, кто повторяет сказанное трижды, чтобы его поняли», что указывает на то, как он понимал этот хадис. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, повторял салям, чтобы его приветствие услышали, если в собрании было много людей[7].
 
Передается, что речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, была такой краткой, что если бы человек захотел посчитать, сколько в ней слов, то ему бы это удалось[8].
 
[1] Абу Дауд, №3566; Тирмизи в «Ас-Сунан», № 3639. Аль-Бухари передает без иснада (таалик) (№3568).
 
[2] Джам’ аль-васаиль, 2/8.
 
[3] Аль-Бухари тоже передает этот хадис (№94, №95, №6244), а также ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№3640), Ахмад (№13221).
 
[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 353).
 
[5] Джам’ аль-васаиль, 2/9.
 
[6] Аль-Бухари, №94.
 
[7] Мунтаха ас-суль, 1/415-416.
 
[8] Аль-Бухари (№3567), Муслим (№2493).
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков