Циклы Авторы Сортировка

9 урок. Внешний облик посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 6

5 151
1 марта, 15
Третий хадис. Часть вторая
 
Часто возникает следующий вопрос — каково решение ученых по поводу ношения длинных волос мужчинами. Это желательно или обязательно? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к усуль аль-фикх. Конкретно же необходимо понять, какова разница между сунан аль-худа и сунан аз-заваид.
 
  • Сунан аль-худа — все действия, напрямую связанные с религией, то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи васаллям, совершал как поклонение и оставление чего может быть грехом.
     
  • Сунан аз-заваид — это действия Пророка, солляллаху алейхи васаллям, которые не являются частью религии, его обычные действия в повседневной жизни. Оставление их грехом не будет. К таким действиям, например, можно отнести то, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи васаллям, ходил, ел, спал и т. д.
     
Общее правило гласит: если человек совершает сунан аз-заваид с намерением подражать Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи васаллям, то он за это получит награду.
 
Автор «Кашфаль-асрар» говорит о сунан аль-худа следующее:
 
«Это сунна, которая доводит до совершенства религию и которую нежелательно оставлять (аль-караха), или же в оставлении которой — какой-то изъян (исаъат), а изъян хуже нежелательного. К таким важным действиям относятся азан, икамат, проведение коллективных молитв, желательных молитв (раватиб). Поэтому Пророк Мухаммад, солляллаху алейхи васаллям, сказал, что оставление некоторых действий из сунан аль-худа — недостойный поступок, оставление же других — грех.
 
Часть действий из этих категорий человек должен восполнить, хотя в следующей жизни за их оставление не будет наказан, потому что они не являются обязательными (фард или ваджиб). К видам поклонения такого рода относится, например, выполнение необязательной части утреннего намаза.
 
Сунан аз-заваид (или просто «аз-заваид») —это то, в оставлении чего нет нежелательности или изъяна. Это, например, удлинение чтения текстов в намазе, удлинение времени совершения поясного или земного поклонов, оставление других действий намаза во время стояния или поклонов. К этой категории относятся действия, совершаемые верующими вне намаза для подражания Пророку, солляллаху алейхи васаллям, например, ходьба, ношение определенной одежды, выбор еды и пр. Поистине, от раба Аллаха не требуется совершения этих действий, и нет греха в оставлении их. Также это не будет считаться каким-то изъяном в личности верующего, но лучше все-таки совершать эти действия»[1].
 
Хороший пример для понимания разницы между сунан аль-худа и сунан аз-заваид—  вопрос ношения бороды и длинных волос.
 
Первый из них относится к сунан аль-худа, потому что есть множество хадисов, повелевающих отпускать бороду. Ученые имеют расхождение только в оценке бритья бороды, большинство из них говорит, что это является грехом (макрухтахрими), и только часть ученых шафиитского мазхаба считает, что это нежелательное действие (макрух танзихи).
 
Что же касается вопроса ношения длинных волос, то не существует повеления Пророка, солляллаху алейхи васаллям, удлинять волосы. Атакже известно, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи васаллям, брил голову во время хаджа. Не говорят ученые и о том, что укорачивание волос нежелательно, что в этом есть какой-то изъян, следовательно, вопрос ношения длинных волос относится к категории сунан аз-заваид.
 
[1] «Кашфуль Асрар», 2/310.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков