Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
43 урок. Как пользовался сурьмой Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2
43 урок. Как пользовался сурьмой Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва салля...
​​​​​​​Если в первом хадисе не содержалось явного указания на то, что сам Посланник Аллаха, соллялла...
5 214
6 ноября, 15

43 урок. Как пользовался сурьмой Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2

5 214
6 ноября, 15
Сорок девятый хадис
 
حدثنا عبد الله بن الصباح الهاشمي البصري. حدثنا عبيد الله بن موسى. حدثنا إسرائيل عن عباد بن منصور (ح) وحدثنا علي بن حجر. حدثنا يزيد بن هارون. :حدثنا عباد بن منصور عن عكرمة عن ابن عباس قال
"كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يكتحل قبل أن ينام بالإثمد ثلاثاً في كل عين، وقال يزيد بن هارون في حديثه أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كانت له مكحلة يكتحل منها عند النوم ثلاثاً في كل عين".

Сообщил нам Абдуллах ибн ас-Сабах аль-Хашими аль-Басри[1], которому сообщил Убайдуллах ибн Муса[2], которому сообщил Исраиль[3] от Ибада ибн Мансура (Ха)[4], и сообщил нам Али ибн Худжр, которому сообщил Язид ибн Харун, которому сообщил Ибад ибн Мансур[5] от Икрима от Ибн Аббаса, который сказал: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, красил каждый глаз трижды сурьмой перед сном»[6]. И Язид ибн Харун[7] сказал в хадисе, риваят которого он передает, что у Посланника Аллаха был сосуд, в котором тот хранил сурьму, и из него он красил каждый глаз трижды перед сном.

Если в первом хадисе не содержалось явного указания на то, что сам Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, использует сурьму, то в этом хадисе это ясно указано.
 
Также следует отметить, что в понимании мухаддисов один и тот же матн хадиса, если имеет два различных иснада, считается двумя хадисами. Поэтому слова многих мухаддисов о том, что они знали сотни тысяч хадисов наизусть, следует понимать так, что сюда включается один и тот же матн с разными хадисами и вдобавок включаются фетвы сподвижников и табиинов, потому что это тоже в их понимании называется хадисом.
 
Часто, если хадисы очень близки по смыслу и имеют общий мадар (точку сборки) иснада, мухаддисы приводят два иснада к одному матну, используя метод «тахвиль», как мы видим в этом хадисе.
 
Иными словами, у нас имеется два иснада от имама Тирмизи: Абдуллах ибн ас-Сабах от Абдуллаха ибн Мусы от Исраиля от Ибада ибн Мансура от Икрима от Ибн Аббаса; а второй иснад – Али ибн Худжр от Язида ибн Харуна от Ибада ибн Мансура от Икрима от Ибн Аббаса.
 
Как мы видим, эти оба иснада сходятся на Ибаде ибн Мансуре, который и является мадаром этого иснада.
 
И имам ат-Тирмизи, чтобы не писать два иснада по отдельности, используя метод «тахвиля», привел первый иснад лишь до мадара, а второй привел полностью, указывая, что первый иснад, который он привел лишь для Ибада ибн Мансура, дальше идет так же: от Икрима от Ибн Аббаса.
 
А если между двумя риваятами имеются незначительные различия в тексте самого матна хадиса, то мухаддисы опять же на это указывают, как мы видим здесь.
 
Что касается причины, по которой имам ат-Тирмизи выделил Язида ибн Харуна, то он сделал так, чтобы указать, что различие в передаче от Ибада ибн Мансура идет от него.
 
Это показывает, насколько были мухаддисы скрупулезны в сохранении Сунны, насколько точны и академичны в передаче ее нюансов и деталей. Да будет Аллах ими доволен и да воздаст им за сохранение Сунны Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям! Амин.
 
[1] Достойный доверия. Хадисы от него приводятся во всех шести сборниках, кроме сборника Ибн Маджа.
[2] Один из шиитов, который известен своими знаниями и правдивостью и от которого передаются хадисы. Известен своим знанием в области чтения Корана. Говорят, никогда не видели, как он смеется.
[3] Исраиль ибн Юнус ибн Абу Исхак ас-Сабии.
[4] Это в терминологии мухаддисов называется «тахвиль аль-иснад» – когда к одному матну по хадису мухаддис сразу приводит несколько иснадов, и этот знак обозначает, что иснад начинается заново и далее встретится в одной из точек с предыдущим иснадом. Особенно часто это встречается в «Сахихе» Муслима.
[5] Это точка соединения обоих иснадов.
[6] Это первый риваят Исраиля ибн Юнуса. А второй риваят Язида ибн Харуна автор отдельно выделит.
[7] То есть от Ибада от Икрима от Ибн Аббаса.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков