Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
95 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 12
95 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва с...
Речь в хадисе идет о том, что Али, да будет доволен им Аллах, недавно выздоровел от простуды и Посла...
4 058
5 мая, 17

95 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 12

4 058
5 мая, 17
Сто семьдесят второй хадис
 
حدثنا ابن أبي عُمر. حدثنا سفيان. حدثنا عبد الله بن محمد بن عقيل أنه سمع جابراً، قال سفيان وحدثنا محمد بن المنكدر عن جابر قال:
"خرج رسول الله (صلى الله عليه وسلم) وأنا معه فدخل على امرأة من الأنصار فذبحت له شاة فأكل منها، وأتته بقناع من رطب فأكل منه، ثم توضأ للظهر وصلى ثم انصرف فأتته بعُلالة من علاله الشاة فأكل ثم صلى العصر ولم يتوضأ".
 
Ибн Абу Умар передал нам от Суфьяна от Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Акиля, что он слышал Джабира. И Суфьян сказал: «Мухаммад ибн аль-Мункадир тоже сообщил нам от Джабира: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вышел, и я вышел вместе с ним. И он зашел к одной женщине из числа ансаров, которая забила для него барашка, и поел этого.  Затем она принесла свежих фиников, и он поел их. Затем он совершил омовение для зухра, совершил намаз и вернулся обратно. И она принесла остатки барашка, и он поел это, а затем прочитал аср и не совершал омовения»».
 
Хадис указывает, что женщина может сама закалывать животное и такое мясо будет дозволенным, хотя остается вероятность, что она велела кому-то другому это сделать[1].
 
А еще этот хадис указывает, что если человек поел и не наелся, то может прийти и поесть повторно[2].
 
Сто семьдесят третий хадис
 
حدثنا العباس بن محمد الدوري. حدثنا يونس بن محمد. حدثنا فليح بن سليمان عن عثمان بن عبد الرحمن، عن يعقوب بن أبي يعقوب، عن أم المنذر قالت:
"دخل عليّ رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ومعه عليّ ولنا دَوالٍ معلقة، قالت فجعل رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يأكل وعلي معه يأكل، فقال رسول الله (صلى الله عليه وسلم) لعلي مَه يا علي: فإنك ناقه، قالت فجلس علي والنبي (صلى الله عليه وسلم) يأكل، قالت فجعلت لهم سلقاً وشعيراً، فقال النبي (صلى الله عليه وسلم) لعلي: مِن هذا فأصبت فإن هذا أوفق لك".
 
Аль-Аббас ибн Мухаммад ад-Дури передал нам от Юнуса ибн Мухаммада от Фулейха ибн Сулеймана от Усмана ибн Абдур-Рахмана от Якуба ибн Абу Якуба от Умм аль-Мунзир[3], которая сказала: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пришел к нам, и вместе с ним был Али. И у нас сушилась гроздь (фиников или винограда). И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, начал есть, и Али стал есть вместе с ним. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Не надо. Ты только выздоровел». И Али сел, а Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, [продолжил есть]. Затем я принесла им сахарную свеклу и ячмень. И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал Али: «Ешь это. Это больше тебе подходит»».
 
Речь в хадисе идет о том, что Али, да будет доволен им Аллах, недавно выздоровел от простуды и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, указал ему, что следует воздерживаться от определенного виды еды, потому что организм еще не восстановился и у него нет сил переваривать еду должным образом.
 
Таким образом, диета играет важную роль в процессе восстановления после болезни.
 
Сто семьдесят четвертый хадис
 
حدثنا محمود بن غيلان. حدثنا بشر بن السري عن سفيان عن طلحة بن يحيى عن عائشة بنت طلحة. عن عائشة أم المؤمنين رضي الله عنها قالت:
"كان النبي (صلى الله عليه وسلم) يأتيني فيقول: أعندك غداء فأقول لا، فيقول إني صائم، قالت: فأتاني يوماً فقلت يا رسول الله إنه أُهديت لنا هدية، قال وما هي؟ قلت حَيْس قال أمَا إني أصبحت صائماً، قالت: ثم أكل".
 
Махмуд ибн Гаялян передал нам от Бишра ибн ас-Сари от Суфьяна от Тальхи ибн Яхьи от Аиши бинт Тальха от Аиши, матери правоверных, да будет доволен ею Аллах: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, приходил ко мне и спрашивал: «Есть ли у тебя что-то поесть?». И я говорила: «Нет», – и тогда он говорил: «Тогда я пощусь». И однажды он пришел ко мне, и тогда я сказала: «О Посланник Аллаха, нам принесли подарок». И он сказал: «И что же это?» Я сказала: «Хейс». И он сказал: «Поистине, я проснулся постящимся», – а затем поел».
 
Хейс – это финики, смешанные с жиром и творогом[4].
 
Здесь ярко описан быт Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: у него не было даже еды утром, чтобы поесть, и поэтому господин человечества начинал пост.
 
Что касается фикхового смысла хадиса, то он внешне указывает на то, что если человек держит дополнительный пост, то он может его по своему желанию прервать.
 
Этому соответствует и другой хадис:
 
الصَّائِمُ الْمُتَطَوِّعُ أَمِينُ نَفْسِهِ، إِنْ شَاءَ صَامَ، وَإِنْ شَاءَ أَفْطَرَ ".
 
«Держащий дополнительный пост отвечает сам себе: если хочет, будет поститься; а если захочет, то может прервать пост»[5].
 
Что касается ханафитов, то, согласно ханафитскому мазхабу, нельзя нарушать желательное поклонение, такое как намаз, после его начала согласно аяту:
 
وَلَا تُبْطِلُوا أَعْمَالَكُمْ
 
«…и не делайте тщетными ваши деяния»[6].
 
Но если человек держит желательный пост, то он может нарушить пост в начале дня, на что и указывает этот хадис, однако этот день поста следует затем восполнить.
 
На обязательность восполнения добровольного поста, который был нарушен, указывает следующий хадис[7]:
 
، عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ : أُهْدِيَ لِي وَلِحَفْصَةَ طَعَامٌ، وَكُنَّا صَائِمَتَيْنِ فَأَفْطَرْنَا، ثُمَّ دَخَلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقُلْنَا لَهُ : يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّا أُهْدِيَتْ لَنَا هَدِيَّةٌ فَاشْتَهَيْنَاهَا فَأَفْطَرْنَا. فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " لَا عَلَيْكُمَا، صُومَا مَكَانَهُ يَوْمًا آخَرَ
 
От Аиши: «Мне и Хафсе принесли еду, и мы тогда постились, а затем нарушили пост. Потом пришел Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и мы сказали ему: «О Посланник Аллаха, нам принесли еду в подарок, и нам захотелось поесть, и мы отпустили пост». И тогда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Вам ничего за это, но вместо этого дня поститесь в другой»».
 
[1] «Хашия» аль-Байджури, с. 293.
 
[2] Ашраф аль-васаиль, с. 254.
 
[3] Одна из теть Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, по отцу.
 
[4] «Хашия» аль-Байджури, с. 292.
 
[5] «Сунан» ат-Тирмизи (№732), Абу Дауд (№ 2456).
 
[6] Коран, 47:33.
 
[7] «Сунан» Абу Дауд (№ 2457).
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков