ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
143 урок. Намаз ад-духа, часть 2
Мне никто не сообщал, что видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз ад-духа, кр...
143 урок. Намаз ад-духа, часть 2
Двести семьдесят третий хадис
حدثنا محمد بن المثنى. حدثني حكيم بن معاوية الزيادي. حدثنا زياد بن عبيد الله بن الربيع الزيادي عن حميد الطويل عن أنس بن مالك:
"أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان يصلي الضحى ست ركعات".
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Хакима ибн Муавии аз-Зияди от Зияда ибн Убейдуллаха ибн ар-Рабиа аз-Зияди от Хумейда ат-Тавиля от Анаса ибн Малика, что Пророк, соллялаху алейхи ва саллям, совершал намаз духа в шесть ракаатов»[1].
Имеется в виду, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, иногда читал шесть ракаатов намаза ад-духа[2].
Двести семьдесят четвертый хадис
حدثنا محمد بن المثنى. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن عمرو بن مرَّة عن عبد الرحمن بن أبي ليلى قال:
"ما أخبرني أحد أنه رأى النبي (صلى الله عليه وسلم) يصلي الضحى إلا أم هانئ رضي الله تعالى عنها فإنها حدَّثت أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) دخل بيتها يوم فتح مكة فاغتسل فسبح ثمان ركعات ما رأيته (صلى الله عليه وسلم) صلى صلاة قط أخف منها غير أنه كان يتم الركوع والسجود".
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Шу’ба от Амра ибн Мурра от Абдур-Рахмана ибн Абу Лейла: «Мне никто не сообщал, что видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз ад-духа, кроме Умм Ханиъ, да будет доволен ею Аллах. И она рассказала, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, зашел в ее дом после завоевания Мекки, совершил полное омовение (гусль), а затем прочитал восемь ракаатов: «И я не видела, чтобы Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз так быстро, но при этом он выполнял полноценно поясной поклон и земной»[3]
«Мне никто не сообщал», – из числа сподвижников[4].
«Совершал намаз так быстро»: Ибн Хаджар указывает, что это не довод на желательность читать намаз духа очень быстро, потому что эта быстрота была связана с делами, которые были в Мекке, и нет довода на то, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, постоянно читал духа быстро в отличие от сунны утреннего намаза[5].
Что касается законности самого намаза духа, то среди сподвижников было разногласия насчет этого.
От Ибн Масуда[8], Абдур-Рахмана ибн Ауфа[9] и Ибн Умара[10] передается, что они не совершали намаз ад-духа и говорили, что не видели, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал его.
И передается, что у Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, спросили:
- Ты совершаешь намаз духа?И он ответил:- Нет.- А совершал ли этот намаз Умар?Он ответил:- Нет.- А совершал ли его Абу Бакр?Он ответил:- Нет.- А совершал ли его Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям?Он ответил:- Я не думаю [что он совершал][11].
Ученые объясняют эти слова так: либо они не знали об этом намазе, потому что они до них не дошли эти хадисы, либо они отвергали совершение этого намаза в мечети и то, что люди собираются для него вместе, что считается новшеством[12].
Первая версия маловероятна, а вот вторая подтверждается риваятом от Масрука, который рассказывает, что они сидели в мечети и читали Коран, а затем вставали и совершали намаз духа, и это дошло до Ибн Масуда, и он сказал:
«Рабы Аллаха! Почему вы заставляете других рабов Аллаха делать то, что Аллах их не заставил?! Если хотите совершать [этот намаз], то у себя дома!»[13]
Ибн Хаджар указывает, что намаз духа желательно совершать в мечети[14], но Мулла Али аль-Кари[15] не соглашается с ним, и этот асар Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, выступает в качестве довода в пользу того, что этот намаз лучше читать дома.
Чтобы лучше разобраться в причинах такого внешнего разногласия, следует понять, что в Шариате намазы можно разделить на два вида: намазы, коллективное чтение которых узаконено, такие как обязательные намазы, намаз таравих и витр в Рамадан, праздничные намазы, похоронный намаз, намаз затмения и испрашивания дождя, и намазы, которые совершаются индивидуально.
Намазы, которые совершаются индивидуально, в свою очередь можно разделить на сунну, которая совершается до и после намаза, и желательные (нафль) намазы в общем, к которым относится намаз ад-духа, и эта группа намазов называется у ханафитов «мустахабб».
Сподвижники не любили публично совершать мустахабб, полагая, что в публичное постоянное его совершение будет указывать на обязательность этого действия и оно станет новшеством, потому что превратится в некий установленный самостоятельный обрядом, словно таравих в Рамадан.
И поэтому от Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что она запирала двери, а потом совершала намаз духа[16].
И передается, что Абу Миджляз тоже читал намаз духа дома[17].
И поэтому, когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, увидел, как люди совершают намаз духа, то он сказал, что они совершают намаз, который не делал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и не делали его сподвижники[18].
Если принять во внимание все вышеупомянутые риваяты, можно предположить, что, видимо, он увидел, как они совершали этот намаз в мечети на виду у людей постоянно, внушая своим постоянством мысль, что это действие – сунна муаккада или ваджиб.
Есть и другое объяснение этому разногласию насчет намаза ад-духа, которое передает автор «Зад аль-маад»[19] от своего учителя[20], и оно заключается в том, что намаз ад-духа читался только в пути или по какой-то причине, такой как завоевание Мекки, а при обычном положении дел, когда человек не в пути, этот намаз не совершается.
Но это объяснение противоречит хадису от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который мы уже передавали, о том, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, завещал ему совершать намаз ад-духа.
Автор «Зад аль-Маад»[21] отвечает, что это был личный совет для Абу Хурейры, потому что тот по ночам повторял хадисы, и предпочитал это ночному намазу, и поэтому Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, посоветовал ему совершать намаз ад-духа.
Но объяснение, которое выше, автору кажется более сильным, потому что этот намаз совершала и Аиша, да будет доволен ею Аллах, закрывая двери, что указывает на то, что она читала его дома, а не в пути или по какому-то поводу.
И Мулла аль-Кари[22] пишет о слабости этой позиции, не указывая, впрочем, на того, кто ей придерживался, поскольку это же наставление передается от Абу ад-Дарды[23] и Абу Зарра[24].
Великий мухаддис Ибн Хузейма в «Сахихе» отвел двенадцать глав намазу ад-духа, по названиям которых можно понять, что он склоняется к тому, что намаз ад-духа законно читать как по некой причине (например, после возвращения из пути), так и если человек не в пути, и пишет:
«Сообщения, которые следует принимать, – это сообщения тех, которые говорили, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз ад-духа, а не сообщения тех, кто говорит, что он не совершал намаз ад-духа»[25].
Одна из глав называется так – «Глава, в которой объясняется, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз ад-духа не только в день, когда возвращался из пути»[26]. И эта фраза еще раз повторяется в одной из следующих глав[27].
Безусловно, толкование Ибн Хузейма более авторитетно, чем понимание автора «Зад аль-маад» и его учителя.
Мулла аль-Кари объединил эти две точки зрения и сказал, что, возможно, намаз духа был в первый раз совершен из-за завоевания Мекки, а потом Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, продолжил его совершать[28].
Аллах знает лучше.
[1] С этим иснадом передает хадис только имам ат-Тирмизи.
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 475).
[3] Бухари, №357; Муслим, №336; ат-Тирмизи в «Сунан» (№2734).
[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 475).
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 411.
[6] Сестра Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.
[7] №357.
[8] «Мусаннаф» Абдур-Раззака (№4875).
[9] «Мусаннаф» Абдур-Раззака (№4876).
[10] «Мусаннаф» Абдур-Раззака (№4877).
[11] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№7773).
[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 475).
[13] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№7777).
[14] Ашраф аль-васаиль, с. 408.
[15] Джам’ аль-васаиль, 2/87.
[16] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№7795).
[17] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№7798).
[18] «Муснад» Ахмада (№20460), «Сунан» ад-Дарими (№1497).
[19] С. 109-116. Книга Ибн Каййима аль-Джаузия.
[20] Ибн Таймийя.
[21] С. 114-115.
[22] Джам’ аль-васаиль, 2/89.
[23] Муслим, №722.
[24] Ан-Насаи, №2404.
[25] «Сахих» Ибн Хузеймы, 1/608.
[26] «Сахих» Ибн Хузеймы, 1/608.
[27] 1/609.
[28] Джам’ аль-васаиль, 2/89.
Комментарии: 3
Правила форума