Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Image
87 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва с...
Мурсаль, согласно терминологии мухаддисов, – это хадис, в котором табиин передает слова и действия П...
2 296
7 апреля, 17

87 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 4

2 296
7 апреля, 17
Сто пятидесятый хадис
 
حدثنا يحيى بن موسى. حدثنا عبد الرزاق. حدثنا معمر عن زيد بن أسلم عن أبيه عن عمر بن الخطاب ضي الله تعالى عنه قال:
"قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم): كلوا الزيت وادَّهنوا به فإنه من شجرة مباركة".
قال أبو عيسى وعبد الرزاق كان يضطرب في هذا الحديث، فربما أسنده وربما أرسله.
 
Яхья ибн Муса передал нам от Абдур-Раззака от Ма’мара от Зейда ибн Асляма от его отца[1] от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Ешьте оливковое масло [вместе с хлебом] и умащайтесь этим маслом. Поистине, это благословенное дерево»».
 
Абу Иса [ат-Тирмизи] говорит: «Абдур-Раззак по-разному передавал этот хадис: иногда называл иснад полностью (аснада),  а иногда – нет (арсаля)».
 
Проще говоря, иногда Абдур-Раззак приводил хадис, не упоминая в нем Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, и это был риваят мурсаль. Иногда же, например, в этом конкретном случае, он упоминал его.
 
Мурсаль[2], согласно терминологии мухаддисов, – это хадис, в котором табиин передает слова и действия Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, которых он сам не мог слышать и видеть. Таким образом, между ним и Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, есть пропуск, и, поскольку пропущенный передатчик может быть другим табиином, мухаддисы считают такой пропуск изъяном.
 
Также считается изъяном ситуация, когда мухаддис передает хадис иногда с непрерывным иснадом, а иногда – с пропусками, потому что это рассматривается как недостаток его памяти.
 
У мухадиссов нет единого правила в таких случаях, какому именно иснаду следует отдавать предпочтение.
 
А еще мухаддисы различают противоречия в передачах одного хадиса, которые нельзя устранить, (и такой хадис называют «аль-мудтариб»[3]) и разногласия, которые можно снять.
 
Сто пятьдесят первый хадис
 
حدثنا السنجي وهو أبو داود سليمان بن معبد المروزي السنجي. حدثنا عبد الرزاق عن معمر عن زيد بن أسلم عن أبيه عن النبي (صلى الله عليه وسلم) نحوه، ولم يذكر فيه عن عمر.
 
Ас-Синджи, и это Абу Дауд Сулейман ибн Ма’бад аль-Марвази ас-Синджи, передал нам от Абдур-Раззака от Ма’мара от Зейда ибн Асляма от его отца от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, без упоминания Умара.
 
И это второй риваят имама Абдур-Раззака ас-Сан’ани, где не упоминается Умар. Аслям, который был табиином, напрямую передает слова Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
 
Имам аль-Байджури[4] указывает, что есть разногласия насчет того, слабый этот хадис или нет, потому что нет возможности определить, этот риваят Абдур-Раззака – изначально мурсаль (а упоминание Умара – ошибка) или он достоверный, а Умар не упоминается лишь в некоторых передачах этого хадиса.
 
[1] Аслям – вольноотпущенник Умара.
 
[2] Среди ранних имамов в области хадиса словом «мурсаль» обозначали любое прерывание в иснаде, а не только между табиином и Пророком, солляллаху алейхи ва саллям. Поэтому в книгах «Аль-Марасиль» имама Абу Дауда или Ибн Абу Хатима приводятся хадисы с прерываниями в разных частях иснада.
 
[3] Ранние имамы в области хадиса называли аль-идтираб любой вид различия в передаче одного хадиса.
 
[4] «Хашият» аль-Байджури, с. 276.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков