Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
137 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 8
137 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 8
Что касается аята, который прочитывал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в намазе вновь ...
2 816
20 сентября, 18

137 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 8

2 816
20 сентября, 18
Двести шестьдесят первый хадис
 
حدثنا أبو بكر محمد بن نافع البصري. حدثنا عبد الصمد بن عبد الوارث عن إسماعيل بن مسلم العبدي عن أبي المتوكل عن عائشة رضي الله عنها قالت:
"قام رسول الله (صلى الله عليه وسلم) بآية من القرآن ليلة".
 
Абу Бакр Мухаммад ибн Нафи аль-Басри передал нам от Абдус-Сомада ибн Абдуль-Вариса от Исмаиля ибн Муслима аль-Абди от Абу аль-Мутаваккиля от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «[Однажды] Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, всю ночь выстоял [в намазе, повторяя] один аят из Корана»[1].
 
Что касается аята, который прочитывал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в намазе вновь и вновь, то, как передает Абу Зарр[2], это:
 
إِن تُعَذِّبْهُمْ فَإِنَّهُمْ عِبَادُكَ ۖ وَإِن تَغْفِرْ لَهُمْ فَإِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
 
«Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый»[3].
 
В некоторых версиях хадиса Абу Зарра[4], да будет доволен им Аллах, передается, что этот аят Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, читал и в поясном поклоне, и в земном.
 
А что касается хадиса, который передает Али, да будет доволен им Аллах:
 
نَهَانِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ أَقْرَأَ رَاكِعًا أَوْ سَاجِدًا.
 
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, запретил мне читать Коран в поясном поклоне и в земном поклоне»[5], –
 
то Ибн Хаджар[6] объясняет, что вначале читать Коран в земном и в поясном поклонах было дозволено, а потом настал запрет, а Мулла Али аль-Кари[7] говорит, что, возможно, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, так сделал, чтобы показать, что это макрух танзихи, а не тахрими.
 
А еще Ибн Хаджар[8] предполагает, что он читал вне намаза, но Мулла Али Кари[9] говорит, что это слишком маловероятно, но считает, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, мог прочитать аят в намазе и повторить его после намаза.
 
Двести шестьдесят второй хадис
 
حدثنا محمود بن غيلان. حدثنا سليمان بن حرب. حدثنا شعبة عن الأعمش عن أبي وائل عن عبد الله بن مسعود قال:
"صليت ليلة مع الرسول (صلى الله عليه وسلم) فلم يزل قائما حتى هممت بأمر سوء. قيل له وما هممت به؟ قال هممت أن  أقعد وأدَع النبي (صلى الله عليه وسلم)".
حدثنا سفيان بن وكيع حدثنا جرير عن الأعمش نحوه.
 
Махмуд ибн Гаялян передал нам от Сулеймана ибн Харба от Шу’ба от аль-Ам’аша от Абу Ваиля от Абдуллаха ибн Масуда: «Я совершал одной ночью намаз вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и он так долго стоял, что я задумал дурное». И его спросили: «Что же ты задумал?». И он сказал: «Я задумал сесть и оставить Пророка, солляллаху алейхи ва саллям».
 
Суфьян ибн Ваки передал нам от Джарира от аль-А’маша то же самое[10].
 
Шафииты используют этот хадис в качестве довода на дозволенность совершать нафль-намаз в джамаате[11].
 
И толкователи этого хадиса разошлись насчет того, что именно хотел сделать Ибн Масуд: прервать намаз, сев, или сесть и дочитать намаз один[12].
 
Имам ан-Навави пишет об этом хадисе:
 
«Этот хадис указывает, что следует соблюдать адаб [в общении] с имамами и праведниками и не надо идти против них в действиях, ни в словах, пока в этом не будет греха.
 
Ученые единогласно считают, что если следующему за имамом тяжело стоять в обязательном (фард) намазе или вообще тяжело стоять в нафль-намазе, то он может читать сидя, но Ибн Масуд не сел из-за адаба перед Пророком, солляллаху алейхи ва саллям»[13].
 
[1] Ат-Тирмизи тоже передает этот хадис в «Сунан» (№448).
 
[2] Насаи, №1010; Ибн Маджа, №1350.
 
[3] Коран, 5:118.
 
[4] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№32427), «Шарх Маани аль-асар» ат-Тахави (№2052), «Фадаиль аль-Куран» Абу Убейды (1/314). Шейх Мухаммад Аввама сказал, что этот хадис – хасан.
 
[5] «Сахих» Муслима (№480); Абу Дауд, №4044.
 
[6] Ашраф аль-васаиль, с. 394.
 
[7] Джам’ аль-васаиль, 2/78.
 
[8] Ашраф аль-васаиль, с. 394.
 
[9] Джам’ аль-васаиль, 2/78.
 
[10] Бухари, №1135; Муслим, №773; Ибн Маджа, №1418.
 
[11] Ашраф аль-васаиль, с. 394.
 
[12] Мунтаха ас-суль, 3/43.
 
[13] Шарх Сахих Муслим, 6/63.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков