Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
149 урок. Пост Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2
149 урок. Пост Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2
Передают от Ибн Аббаса о Посланнике Аллаха ﷺ: «Он постился так постоянно, что мы говорили: «Он будет...
2 468
19 ноября, 18

149 урок. Пост Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2

2 468
19 ноября, 18

 Двести восемьдесят третий хадис

 
حدثنا محمود بن غيلان. حدثنا أبو داود. حدثنا شعبة عن أبي بشر قال سمعت سعيد بن جبير عن ابن عباس قال:
"كان النبي (صلى الله عليه وسلم) يصوم حتى نقول ما يريد أن يفطر منه ويفطر حتى نقوم ما يريد أن يصوم منه وما صام شهراً كاملاً منذ قدم المدينة إلا رمضان".
 
Махмуд ибн Гаялян передал нам от Абу Дауда от Шу’ба от Абу Бишра от Саида ибн Джубейра от Ибн Аббаса: “Он постился так постоянно, что мы говорили: “Он будет так поститься [постоянно]”, — а затем так часто не постился, что мы говорили, что он будет так постоянно не поститься, и он постился полный [лунный] месяц, как прибыл в Медину, только в Рамадан.[1]
 
В передаче Усмана ибн Хакима аль-Ансари Саид ибн Джубейр спросил Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, про пост Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в месяц Раджаб[2].
 

Двести восемьдесят четвертый хадис

 
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي عن سفيان عن منصور عن سالم بن أبي الجعد عن أبي سلمة عن أم سلمة قالت:
"ما رأيت النبي (صلى الله عليه وسلم) يصوم شهرين متتابعين إلا شعبان ورمضان".
قال أبو عيسى هذا إسناد صحيح وهكذا قال عن أبي سلمة عن أم سلمة وروى هذا الحديث غير واحد عن أبي سلمة عن عائشة رضي الله تعالى عنها عن النبي (صلى الله عليه وسلم) ويحتمل أن يكون أبو سلمة بن عبد الرحمن قد روى هذا الحديث عن عائشة وأم سلمة جميعاً عن النبي (صلى الله عليه وسلم).
 
Мухаммад ибн Башшар передал нам от Абдур-Рахмана ибн Махди от Суфьяна от Мансура от Салима ибн Абу аль-Джаада от Абу Салямы от Умм Салямы: “Я не видела, чтобы Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постился два месяца подряд, кроме Шаабана и Рамадана”[3].
 
Абу Иса [ат-Тирмизи] сказал: “Это достоверный иснад”. И он [Салим ибн Абу аль-Джаад] именно так сказал: “Абу Саляма от Умм Салямы”.
 
И многие передают этот хадис: “Абу Саляма от Аиши, да будет доволен ею Аллах”.
 
Возможно, что Абу Саляма ибн Абдур-Рахман передавал этот хадис одновременно от Аиши и от Умм Салямы от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
 
Смысл этого хадиса внешне противоречит предыдущим хадисам о том, что посланник Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам, постился полный месяц только в Рамадан, и имам аль-Байджури объясняет это тем, что в этом хадисе от Умм Салямы подразумевается большая часть месяца, а не все дни месяца[4].
 
Но Ибн Хаджар аль-Хайтами[5] передает ряд хадисов, которые указывают на то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постился весь месяц Шаабан.
 
Например, Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает:
 
: لَمْ يَكُنِ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ شَهْرًا أَكْثَرَ مِنْ شَعْبَانَ ؛ فَإِنَّهُ كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ كُلَّهُ
 
“Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, больше всего постился в Шаабан: он постился весь этот месяц”[6].
 
Но в риваяте этого хадиса, который передает имам Муслим[7] ,сама Аиша, да будет доволен ею Аллах, объясняет этот хадис:
 
، وَلَمْ أَرَهُ صَائِمًا مِنْ شَهْرٍ قَطُّ، أَكْثَرَ مِنْ صِيَامِهِ مِنْ شَعْبَانَ، كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ كُلَّهُ، كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ إِلَّا قَلِيلًا.
 
“Я не видела, чтобы он постился в другие месяцы так, как часто постился в месяц Шаабан: он постился весь месяц Шаабан. Он постился месяц Шаабан, кроме нескольких дней”.
 
Имам ан-Навави[8] указывает, что слова «кроме нескольких дней» поясняют слова «весь месяц».
 
Что касается слов имама ат-Тирмизи после хадиса, то он отмечает, что этот хадис большая часть передатчиков передает от Абу Салямы от Аиша, а Салим ибн Абу аль-Джаад передает от Абу Салямы от Умм Салямы. И имам ат-Тирмизи не считает, что Салим ибн Абу аль-Джаад допустил ошибку, — он считает, что Абу Саляма ибн Абдур-Рахман мог услышать этот хадис и от Аиши, и от Умм Салямы, а потом передавать в обоих вариантах.
 
Такое предположение подтверждается еще и тем, что не только Салим передает этот хадис с таким иснадом, но и другие: например, Мухаммад ибн Ибрахим, как передает Абу Дауд[9].
 
[1] Бухари, №1971; Муслим, №1157; Абу Дауд, №2430.
 
[2] Муслим, №1157.
 
[3] Абу Дауд, №2336; ат-Тирмизи в “Сунане” (№736); ан-Насаи в “Кубра” (№2485); Ибн Маджа, №1684.
 
[4] “Хашия” аль-Байджури (с. 486).
 
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 424.
 
[6] Бухари, №1970.
 
[7] №1156.
 
[8] Шарх Сахих Муслим, 8/37.
 
[9] №2336.
 
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков