Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Image
124 урок. Чтение стихов Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, часть 4
Поэтому мусульмане во все времена считали благим делом восхвалять Посланника Аллаха, солляллаху алей...
3 313
1
3 марта, 18

124 урок. Чтение стихов Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, часть 4

3 313
1
3 марта, 18
Двести тридцать седьмой хадис
 
حدثنا علي بن حجر. حدثنا شريك عن عبد الملك بن عمير عن أبي سلمة عن أبي هريرة:
"عن النبي (صلى الله عليه وسلم) قال: أشعر كلمة تكلمت بها العرب كلمة لبيد: ألا كل شيء ما خلا الله باطل".
 
Али ибн Худжр передал нам от Шарика от Абдуль-Малика ибн Умейра от Абу Салямы от Абу Хурейры от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: «Самые лучшие слова, сказанные поэтом, – это слова Лябида: «Разве все, кроме Аллаха, не ложно?»»[1]
 
Имам ат-Тирмизи уже передавал этот хадис, но в иснаде есть разница: этот хадис передается от Шарика ибн Абдуллаха аль-Кади от Абдуль-Малика ибн Умейра, а хадис, который приводился до этого, передан от Суфьяна ас-Саури. Другое отличие – в том, что знатоки хадиса относились критически к Шарику, о котором Ибн Хаджар сказал в «Такриб»[2]:
 
«Достойный доверия (садук), но допускал много ошибок. И, как он стал судьей, его знание хадисов ухудшилось. Он был достойным, праведным, аскетичным и суровым к заблушим».
 
И, возможно, поэтому имам ат-Тирмизи привел сначала этот хадис от Суфьяна, а затем от Шарика.
 
Двести тридцать восьмой хадис
 
حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا مروان بن معاوية عن عبد الله بن عبد الرحمن الطائفي عن عمرو بن الشريد عن أبيه قال:
"كنت رِدف النبي (صلى الله عليه وسلم) فأنشدته مائة قافية من قول أمية بن أبي الصلت الثقفي: كلما أنشدته بيتاً قال لي النبي (صلى الله عليه وسلم): هيه حتى أنشدته مائة يعني بيتاً. فقال النبي (صلى الله عليه وسلم): أن كاد لَيُسلم".
 
Ахмад ибн Мани передал нам от Марвана ибн Муавии от Абдуллаха ибн Абдур-Рахмана ат-Таифи от Амра ибн аш-Шарида от его отца: «Я сидел позади Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, [верхом], и прочитал сто строк из [стихов] Умая ибн Абу ас-Сульта ас-Сакафи, и после каждой строчки, которую я читал, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, говорил: «Еще», – и так я прочитал сто (строк). И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Он был близок к тому, чтобы принять Ислам»»[3].
 
Это указание на то, что чтение поэзии не считается праздным занятием.
 
Двести тридцать девятый хадис
 
حدثنا إسماعيل بن موسى الفزاري وعلي بن حجر (والمعنى واحد) قالا: حدثنا عبد الرحمن بن أبي الزناد عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة قالت:
"كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يضع لحسان بن ثابت منبراً في المسجد يقوم عليه قائماً يفاخر عن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) أو قال ينافح عن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ويقول (صلى الله عليه وسلم): إن الله تعالى يؤيد حسان بروح القدس ما ينافح أو يفاخر عن رسول الله (صلى الله عليه وسلم)".
 
Исмаиль ибн Муса аль-Фазари и Ибн Али ибн Худжр передали нам одинаковые хадисы по смыслу, оба они передавали это от Абдур-Рахмана ибн Абу аз-Зинада от Хишама ибн Урвы от его отца от Аиши, которая сказала: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ставил Хассану ибн Сабиту минбар в мечети, стоя на котором, он рассказывал о достоинствах Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Или он сказал: «Защищал Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям». И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, говорил: «Поистине, Всевышний Аллах поддерживает Хассана Священным Духом [Джибрилем] в его защите», – или [сказал]: «В его восхвалении Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»»[4]. Исмаиль ибн Муса и Али ибн Худжр передали нам то же самое по смыслу от Ибн Аби Зинада от его отца от Урвы от Аиши, да будет доволен ею Аллах, от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
 
«Или он сказал»: один из передатчиков хадиса сомневался в точности слов и поэтому передавал оба варианта. Имам аль-Байджури[5] пишет, что в некоторых рукописях «Аш-Шамаиль» написано: «Или она сказала», – то есть в этом случае сомневалась Аиша, да будет доволен ею Аллах.
 
В первой версии хадиса смысл в том, что Хассан ибн Сабит восхвалял Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, рассказывая о его достоинствах, во второй версии – что он отвечал на критику и издевательство язычников в стихотворной форме.
 
Что касается второго иснада, который привел имам ат-Тирмизи, то он указывает, что есть две версии этого иснада: либо Абдур-Рахман ибн Абу аз-Зинад от Хишама ибн Урвы от его отца, то есть Урвы ибн аз-Зубейра, от Аиши, либо Абдур-Рахман ибн Абу аз-Зинад от своего отца, то есть от Абу аз-Зинада, которого звали Абдуллах ибн Закван, от Урвы от Аиши.
 
«Поистине, Всевышний Аллах поддерживает Хассана Священным Духом [Джибрилем] в его защите». А в другом хадисе сказано:
 
«Джибриль вместе с Хассаном, пока тот защищает меня»[6].
 
Поэтому мусульмане во все времена считали благим делом восхвалять Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в стихах, как сделал имам аль-Бусейри в своей известной поэме «Аль-Бурда». И мусульмане всегда писали книги, в которых защищали честь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, которую пытаются попрать неверующие, называя это востоковедением.
 
[1] Этот хадис уже встречался раньше.
 
[2] № 2787.
 
[3] Муслим (№2255), ат-Тирмизи в «Сунан» (№2846), Ибн Маджа (№2846) тоже передают этот хадис.
 
[4] Абу Дауд (№5015) и ат-Тирмизи в «Сунан» (№2846) тоже передают этот хадис.
 
[5] «Хашия» аль-Байджури (с. 407).
 
[6] Абу Дауд, №5015.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 1

Правила форума
Avatar
Al Almaty
0
<p>ассаляму уа алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух</p><p>Разрешено ли декламировать стихи?</p>
20 марта, 18
Список уроков