Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
173 урок. Кровопускание (хиджама) Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям
173 урок. Кровопускание (хиджама) Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям
Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: “Посланник Аллаха ﷺ совершал кровопускани...
4 972
20 мая, 19

173 урок. Кровопускание (хиджама) Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям

4 972
20 мая, 19
باب ما جاء في حجامة
 رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (6) أحاديث
 

Глава о кровопускании (хиджама) Посланника Аллаха ﷺ, и в ней шесть хадисов

 

Триста сорок третий хадис

 
حدثنا علي بن حجر. حدثنا إسماعيل بن جعفر عن حميد قال: سئل أنس بن مالك عن كَسْبِ  الحجَّام فقال:
"احْتَجَم رسول الله (صلى الله عليه وسلم)، حجمه (أبو طيبة) فأمر له بصاعين من طعام وكلَّم أهله فوضعوا عنه من خراجه وقال إن أفضل ما تداويتم به الحجامة أو إن من أمثل ما تداويتم به الحجامة".
 
Али ибн Худжр передал нам от Исмаиля ибн Джафара от Хумейда: “У Анаса ибн Малика спросили об оплате за кровопускание, и он ответил: “Посланнику Аллаха ﷺ делал кровопускание Абу Таййиба, и он велел дать ему за это два саа еды. И он поговорил с его семьей, и ему снизили выплаты. И он сказал: «Лучшее, чем вы можете лечиться, — это кровопускание», — либо сказал: «Поистине, из лучшего, чем вы можете лечиться, — кровопускание»”[1].
 
“И он поговорил с его семьей”: имеется в виду племя, которому он принадлежал[2].
 
“И ему снизили выплаты”, — которые он должен был выплачивать как раб — по три саа фиников каждый день[3].
 
Хадис указывает, что дозволено брать деньги за лечение, в том числе за лечение кровопусканием, и что дозволено лечиться, и что желательно лечиться кровопусканием[4].
 
Что касается двух последних выражений, то между ними нет особой разницы в смысле[5].
 
И хадис указывает, что дозволено ходатайствовать о снижении долга должника[6].
 

Триста сорок четвертый хадис

 
حدثنا عمرو بن علي. حدثنا أبو داود. حدثنا ورقاء بن عمر عن عبد الأعلى عن أبي جميلة عن علي:
"أن النبي (صلى الله عليه وسلم) احتجم وأمرني فأعطيت الحجام أجره".
 
Амр ибн Али передал нам от Абу Дауда от Варка ибн Умара от Абдуль-Аля от Абу Джамили от Али: “Пророк ﷺ совершил кровопускание и велел мне заплатить, и я заплатил тому, кто совершил кровопускание”[7].
 
Оплатой были упомянутые в предыдущем хадисе два саа[8]. В этом же хадисе уточняется, кто именно заплатил[9].
 
Абдур-Раззак передает, что когда Посланника Аллаха ﷺ отравили иудеи в Хайбаре, то он трижды совершил кровопускание в верхней части спины, чтобы вывести яд из крови, но яд не был выведен полностью, чтобы Посланник Аллаха ﷺ к своим духовным высотам получил и смерть шахида[10].
 

Триста сорок пятый хадис

 
حدثنا هارون بن اسحاق الهمداني. حدثنا عبدة عن سفيان الثوري عن جابر عن الشعبي عن ابن عباس أظنه قال:
"إن النبي (صلى الله عليه وسلم) احتجم على الأخدعين وبين الكتفين وأعطى الحجام أجره ولو كان حراماً لم يعطه".
 
Харун ибн Исхак аль-Хамадани передал нам от Абады от Суфьяна ас-Саури от Джабира от аш-Шааби от Ибн Аббаса, и я думаю, что он сказал: “Пророк ﷺ сделал кровопускание из двух шейных вен и между плечами и отдал оплату тому, кто совершал хиджаму. И если бы это было запретно, то он не дал бы”.
 

Триста сорок шестой хадис

 
حدثنا هارون بن إسحاق. حدثنا عبدة عن ابن أبي ليلى عن نافع عن ابن عمر:
"أن النبي (صلى الله عليه وسلم) دعى حجاماً فحجمه، وسأله كما خراجك فقال ثلاثة آصع فوضع عنه صاعاً وأعطاه أجره".   
 
Харун ибн Исхак передал нам от Абады от Ибн Абу Лейлы от Нафиа от Ибн Умара, что Пророк ﷺ позвал человека, совершающего кровопускание, и тот совершил его. И он спросил его: “Сколько с тебя берут?” Он сказал: “Три саа”. И он снизил на один саа и отдал ему оплату.
 
Этот хадис доказывает, что дозволено брать деньги за хиджаму.
 
Важно указать, что медицинские советы Посланника Аллаха ﷺ — тоже часть его Сунны.
 
Саму же хиджаму провел упомянутый Абу Таййиба[11]. И оплатой были упомянутые два саа.
 

Триста сорок седьмой хадис

 
حدثنا عبد القدوس بن محمد العطار البصري. حدثنا عمرو بن عاصم. حدثنا همام وجرير بن حازم قالا: حدثنا قتادة عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال:
"كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يحتجم في الأخدعين والكاهل وكان يحتجم لسبع عشرة وتسع عشرة وإحدى وعشرين".
 
Абдуль-Куддус ибн Мухаммад аль-Аттар аль-Басри передал нам от Амра ибн Асыма от Хаммама и Джарира ибн Хазима, что они оба передают от Катады от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: “Посланник Аллаха ﷺ совершал кровопускание на двух шейных венах и верхней части спины. И он совершал кровопускание 17-го, 19-го и 21-го числа”[12].
 
В хадисе речь идет про лунный месяц.
 
Имам Абу Дауд передает от Абу Хурейры:
 
" مَنِ احْتَجَمَ لِسَبْعَ عَشْرَةَ وَتِسْعَ عَشْرَةَ وَإِحْدَى وَعِشْرِينَ كَانَ شِفَاءً مِنْ كُلِّ دَاءٍ
 
“Если кто совершит кровопускание 17-го, 19-го или 21-го числа, то это будет исцелением от всех болезней”[13].
 
Автор этих строк не специалист в области хиджамы, поэтому не будет приводить дополнительной детализации насчет кровопускания. Это следует оставить специалистам.
 

Триста сорок восьмой хадис

 
حدثنا إسحاق بن منصور. أنبأنا عبد الرزاق عن معمر عن قتادة عن أنس بن مالك:
"أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) احتجم وهو محرم بملَلَ على ظهر القدم".
 
Исхак ибн Мансур передал нам от Абдур-Раззака от Ма’мара от Катады от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха ﷺ совершал кровопускание, когда был в ихраме в Маляле, на внешней (верхней) части стопы”[14].
 
Маляль — местность между Меккой и Мединой.
 
Хадис указывает, что в состоянии ихрам можно совершать кровопускание.
 
Согласно мнению мазхабов имама Абу Ханифы[15] и Шафии[16], кровопускание не нарушает пост ни тому, кто совершал кровопускание, ни тому, кому пускали кровь, хотя это может быть нежелательно во время поста, если может ослабить постящегося.
 
Имам Абу Дауд этот хадис от Анаса передает этот хадис от Анаса с небольшим дополнением:
 
عَنْ أَنَسٍ ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ احْتَجَمَ وَهُوَ مُحْرِمٌ عَلَى ظَهْرِ الْقَدَمِ مِنْ وَجَعٍ كَانَ بِهِ.
 
От Анаса, что Посланник Аллаха ﷺ совершил кровопускание на внешней части стопы из-за боли, которая там была[17].
 
[1] Бухари, №5696; Абу Дауд, №3424; Тирмизи, Сунан, №1278.
 
[2] “Хашия” аль-Байджури (с. 581).
 
[3] “Хашия” аль-Байджури (с. 581).
 
[4] Ашраф аль-васаиль, с. 523.
 
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 523.
 
[6] “Хашия” аль-Байджури (с. 581).
 
[7] Ибн Маджа, №2163.
 
[8] Ашраф аль-васаиль, с. 523.
 
[9] “Хашия” аль-Байджури (с. 582).
 
[10] “Хашия” аль-Байджури (с. 582).
 
[11] “Хашия” аль-Байджури (с. 584).
 
[12] Тирмизи, Сунан, №2051.
 
[13] Абу Дауд, №3486.
 
[14] Абу Дауд, №1837.
 
[15] Аль-Хидая, 1/120.
 
[16] Мугни аль-мухтадж, 2/160.
 
[17] Абу Дауд, №1837.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков