Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
132 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3
132 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3
Ханафиты же говорят, что нежелательно собирать людей для коллективного совершения нафль-намаза, кром...
6 726
18 апреля, 18

132 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3

6 726
18 апреля, 18
Двести пятьдесят второй хадис
 
حدثنا قتيبة بن سعيد. عن مالك بن أنس (ح) وحدثنا إسحاق بن موسى الأنصاري حدثنا مَعن عن مالك عن مخرمة بن سليمان عن كريب عن ابن عباس أنه أخبره أنه بات عند ميمونة وهي خالته قال:
"فاضطجعتُ في عرض الوسادة واضطجع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) في طولها، فنام  رسول الله (صلى الله عليه وسلم) حتى إذا انتصف الليل أو قبله بقليل أو بعده بقليل فاستيقظ رسول الله (صلى الله عليه وسلم) فجعل يمسح النوم عن وجهه وقرأ العشر الآيات الخواتيم من سورة آل عمران، ثم قال إلى شِنّ معلق فتوضأ منها فأحسن الوضوء ثم قام يصلي.
قال عبد الله بن عباس فقمت إلى جنبه فوضع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يده اليمنى على رأسي ثم أخذ بأذني اليمنى فَفَتَلَها، فصلى ركعتين ثم ركعتين ثم ركعتين ثم ركعتين ثم ركعتين ثم ركعتين. قال (معن) ست مرات ثم أوتر ثم اضطجع حتى جاءه المؤذن فقام فصلى ركعتين خفيفتين ثم خرج فصلى الصبح".
 
Кутейба ибн Касид передал нам от Малика ибн Анаса (ха). Исхак ибн Муса аль-Ансари передал нам от Маана от Малика от Махрама ибн Сулеймана от Курейба от Ибн Аббаса, который рассказывал, что он ночевал у своей тети Маймуны: «Я лег на боковой стороне подушки, а Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, лег на широкой части. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, спал первую половину ночи, или немного до этого, или немного после. И когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, проснулся, то начал стирать с лица сон и прочитал последние десять аятов из суры «Али Имран». Затем он направился к сосуду с водой и совершил омовение – и совершил его очень тщательно. А потом он принялся совершать намаз». Абдуллах ибн Аббас сказал: «Я встал рядом с ним [с левой стороны], и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, правую руку положил на мою голову, а затем взял меня за правое ухо и потянул его [чтобы я встал справа от него]. И он совершил два ракаата, потом еще два, потом еще два, потом еще два, потом еще два и потом еще два. Маан сказал: «Шесть раз, а затем совершил витр, а потом прилег. Потом пришел муаззин, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прочитал два быстрых ракаата, а затем вышел на утренний намаз»».
 
«У своей тети», – которая была сестрой его матери[1].
 
«Маймуны»: именно она подарила себя Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Когда до нее дошла весть, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, хочет к ней посвататься, она сидела верхом на верблюде, и она сказала:
 
«Этот верблюд и та, которая на нем, принадлежат Аллаху и Его Посланнику!»[2]
 
И передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, женился на ней, когда был в ихраме во время умры[3].
 
И она была последней, на ком женился Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям[4].
 
«Я лег на боковой стороне подушки, а Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, лег на широкой части»: имеется в виду, на разных подушках и по-разному.
 
«Лег на широкой части», –  вместе со своей женой[5]. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обычно спал вместе со своими женами, а если совершал ночное поклонение, то оставлял постель и начинал делать намаз. А спать отдельно от жен – это обычай неарабов (аджам)[6] и высокомерных людей, а перенимать их обычаи порицается[7].
 
У Бухари есть добавление в этом хадисе:
 
فتحدث مع أهله ساعة ثم رقد
 
«Посланник Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам, поговорив немного со своей женой, пошел спать»[8].
 
«Или немного до этого, или немного после»: скорее всего, это сам Ибн Аббас сомневается[9].
 
«И прочитал последние десять аятов из суры «Али Имран»: когда просыпаешься, желательно прочитать что-нибудь из Корана, потому что это устраняет лень и дает бодрость для поклонения[10].
 
Ибн Хаджар пишет, что в этом заключается указание на дозволенность чтения Корана тому, у кого нет малого омовения, и указание, что нужно читать именно эти аяты[11]. Но Мулла Али аль-Кари говорит, что сон пророков не нарушает омовения, поэтому такой вывод не следует явно из этого хадиса[12].
 
В версии Бухари сказано:
 
فَلَمَّا كَانَ ثُلُثُ اللَّيْلِ الْآخِرُ قَعَدَ، فَنَظَرَ إِلَى السَّمَاءِ
 
«Когда была последняя треть ночи, то он сел, посмотрел на небо и [прочитал дальше последние аяты из суры «Али Имран»]»[13].
 
У имама ан-Насаи – следующее добавление:
 
فَقَامَ فَتَوَضَّأَ، وَاسْتَاكَ
 
«Проснулся, совершил омовение и воспользовался сиваком»[14].
 
Шафииты используют этот хадис в качестве доказательства дозволенности совершать нафль-намаз джамаатом[15].
 
Ханафиты же говорят, что нежелательно собирать людей для коллективного совершения нафль-намаза, кроме таравиха и витра после таравиха. Но если один или два человека последуют за имамом в нафль-намазе, не договариваясь заранее, то в этом не будет нежелательности[16], и поэтому тут нет противоречия с позицией ханафитского мазхаба.
 
Дело в том, что никто из саляфов коллективно не совершал нафль-намаз, кроме таравиха, и поэтому делать это массово, публично, договариваясь заранее, согласно ханафитскому мазхабу, считается порицаемым новшеством[17].
 
В риваяте имама Муслима[18], у которого тоже передается этот хадис,  есть небольшие отличия:
 
أَنَّهُ رَقَدَ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَاسْتَيْقَظَ، فَتَسَوَّكَ، وَتَوَضَّأَ، وَهُوَ يَقُولُ : { إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لَآيَاتٍ لِأُولِي الْأَلْبَابِ } ، فَقَرَأَ هَؤُلَاءِ الْآيَاتِ حَتَّى خَتَمَ السُّورَةَ، ثُمَّ قَامَ، فَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ، فَأَطَالَ فِيهِمَا الْقِيَامَ وَالرُّكُوعَ وَالسُّجُودَ، ثُمَّ انْصَرَفَ، فَنَامَ حَتَّى نَفَخَ، ثُمَّ فَعَلَ ذَلِكَ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ سِتَّ رَكَعَاتٍ كُلَّ ذَلِكَ يَسْتَاكُ، وَيَتَوَضَّأُ، وَيَقْرَأُ هَؤُلَاءِ الْآيَاتِ، ثُمَّ أَوْتَرَ بِثَلَاثٍ
 
«Ибн Аббас передает, что он ночевал у Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, а затем он встал, воспользовался сиваком, совершил омовение и прочитал окончание суры «Али Имран», потом встал и прочитал два ракаата, в которых долго стоял и долго находился в поясном и земном поклонах, а после лег спать, так что было слышно сопение. А потом он сделал так трижды, совершая шесть ракаатов, и каждый раз использовал сивак, делал омовение, читал эти аяты, а потом прочитал три ракаата витра».
 
Этот ривая отличается тем, что он читал аяты после омовения, и еще говорится, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, каждый раз ложился спать, и указано, что витр был совершен в три ракаата.
 
Что касается общего количества ракаатов, которые совершал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в тахаджуде, то и от Аиши, и от Ибн Аббаса передается два числа: одиннадцать[19] и тринадцать[20].
 
«Прочитал два быстрых ракаата»: Ибн Хаджар[21] говорит, что это указывает на дозволенность быстро совершить два ракаата перед утренним намазом, а Мулла Али аль-Кари[22] говорит, что это указывает на желательность.
 
[1] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).
 
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).
 
[3] Ашраф аль-васаиль, с. 376.
 
[4] Джам’ аль-васаиль, 2/68.
 
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 376.
 
[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 447).
 
[7] Ашраф аль-васаиль, с. 376.
 
[8] Бухари, №4569.
 
[9] Ашраф аль-васаиль, с. 377.
 
[10] «Хашия» аль-Байджури (с. 448).
 
[11] Ашраф аль-васаиль, с. 377.
 
[12] Джам’ аль-васаиль, 2/69.
 
[13] Бухари, №45.
 
[14] №1705.
 
[15] Ашраф аль-васаиль, с. 378.
 
[16] Джам’ аль-васаиль, 2/70.
 
[17] Хальба аль-Муджалли, 2/384.
 
[18] №763.
 
[19] Бухари, №1147; Муслим, №1723.
 
[20] Бухари, №1140; Муслим, №11170.
 
[21] Ашраф аль-васаиль, с. 379.
 
[22] Джам’ аль-васаиль, 2/70.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков