Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Image
169 урок. Нрав Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 4
Я спросил своего отца о поведении Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и он сказал: “Он в...
1 086
22 апреля, 19

169 урок. Нрав Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 4

1 086
22 апреля, 19
Триста тридцать четвертый хадис
 
حدثنا سفيان بن وكيع. حدثنا جُميع بن عُمير بن عبد الرحمن العِجْلي: أنبأنا رجل من بني تميم من ولد أبي هالة زوج خديجة (ويكنى أبا عبد الله) عن ابن أبي هالة عن الحسن بن علي قال:
"قال الحسين سألت أبي عن سِيرة النبي (صلى الله عليه وسلم) في جلسائه فقال: كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) دائم البِشْر، سهل الخُلُق، لين الجانب، ليس بفظ ولا غليظ ولا صخاب ولا فحاش ولا عياب ولا مُشاحِن يتغافل عما لا يشتهي ولا يؤَيِّس منه راجيه، ولا يجيب فيه، قد ترك نفسه من ثلاث: المراء والإكثار وما لا يعنيه، وترك الناس من ثلاث كان لا يذم أحداً ولا يعيبه ولا يطلب عورته، ولا يتكلم إلا فيما رجا ثوابه، وإذا تكلم أطرق جلساؤه كأنما على رؤوسهم الطير فإذا سكت تكلموا، لا يتنازعون عنده الحديث، ومن تكلم عنده أنصتوا له حتى يفرغ، حديثهم عنده حديث أولهم، يضحك مما يضحكون منه ويتعجب مما يتعجبون منه ويصبر للغريب على الجفوة في منطقه ومسألته حتى إن كان أصحابه لِيَسْتَجْلِبونهم ويقول: إذا رأيتم طالب حاجة يطلبها فأرفدوه ولا يقبل الثناء إلا من مكافئ، ولا يقطع على أحد حديثه حتى يجوز فيقطعه بنهي أو قيام".
 
Суфьян ибн Ваки передал нам от Джумейда ибн Умейра ибн Абдур-Рахмана аль-Иджли от человека из племени бану Тамим из потомков Абу Халя, мужа Хадиджи, которого звали Абу Абдуллах, от Ибн Абу Халя от Хасана ибн Али: “Хусейн сказал: “Я спросил своего отца о поведении Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и он сказал: “Он всегда был приветливым, вел себя легко и быстро проникался симпатией к людям. Он не был ни черствым, ни грубым, ни крикливым, ни пошлым, ни критичным, ни придирчивым. Он не обращал внимание на то, что ему не нравилось, не оставлял без ответа того, кто что-то надеялся [получить] от него. Три вещи в себе он полностью устранил: споры, излишество и то, в чем нет пользы. С другими он тоже обнаруживал три вещи: никого не порицал и не критиковал, не искал чужих изъянов и говорил только о том, за что надеялся получить награду.
 
Когда он говорил, сидящие рядом замирали, как будто на их головах птицы. Лишь когда он замолкал, они начинали говорить. Перед ним они никогда не спорили. Если перед ним кто-то говорил, то они все молчали, пока он не заканчивал. Перед ним говорил тот, кто приходил первым к нему. Он смеялся с ними над тем, над чем они смеялись, и удивлялся тому, чему они удивлялись. Он проявлял терпение к грубости чужака в речи и вопросах. И его сподвижники приводили их к нему, и он говорил: “Если найдете нуждающегося, то приведите его”. Он принимал похвалу только за действие. Он никогда не прерывал чужой разговор, кроме случаев, когда тот переходил границы дозволенного, — тогда он запрещал, либо вставал”””.
 
“Не оставлял без ответа того, кто на что-то надеялся от него”: если человек надеялся что-то [получить] от Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, то он не разрушал его надежды.
 
“Излишество”: его не было ни в словах, ни в еде, ни в чем-то другом.
 
“Перед ним говорил тот, кто приходил первым к нему”: право говорить при Посланнике Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, определялось тем, насколько человек раньше других пришел к нему.
 
В этом хадисе ярко описаны особенности обращения Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, с другими людьми — и перед нами вырисовывается образ совершенного наставника и лидера, которым, безусловно, был Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков