Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Image
105 урок. Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3
Имеется в виду, что, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пил воду, он пил ее в три ...
2 516
16 сентября, 17

105 урок. Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3

2 516
16 сентября, 17
Двести первый хадис
 
حدثنا قتيبة بن سعيد ويوسف بن حماد قالا: حدثنا عبد الوارث بن سعيد عن أبي عصام عن أنس بن مالك رضي الله عنه:
"أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان يتنفس في الإناء ثلاثاً إذا شرب، ويقول هو أمْرَأُ وأروى
 
Кутейба ибн Саид и Юсуф ибн Хаммад оба передали от Абдуль-Вариса ибн Саида от Абу Асыма от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, трижды набирал воздух, когда пил из сосуда. И он [солляллаху алейхи ва саллям] говорил: «Это легче [для желудка] и лучше утоляет жажду»[1].
 
Имеется в виду, что, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пил воду, он пил ее в три глотка, и между глотками переводил дыхание, набирая воздух. Но не имеется в виду, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, дышал в сам сосуд или стакан[2].
 
Описывая, каким именно образом Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, повелевал пить воду, имам аль-Байхакы[3] передает хадис:
 
إذا شرب أحدكم فليمَصَّ الماء مَصاً و لا يَعُبَّه عَبّاً فإنه يورث الكُباد
 
«Когда пьете, то затягивайте воду струйкой, но не пейте залпом, потому что это может привести к болезни печени».
 
С этим хадисом связан один интересный нюанс ханафитского фикха, о чем говорится в «Маджма’ аль-анхур»[4]: по ханафитскому мазхабу в полном омовении обязательно прополоскать рот и нос и помыть все тело, а намерение не обязательно. И в этой книге упоминается следующий случай: человек, совершая обязательное полное омовение, помыл все тело, прополоскал нос, но забыл прополоскать рот, и автор пишет, что если он после этого пил воду по Сунне, то большое ритуальное осквернение не было устранено, а если не по Сунне, то оно устранилось.
 
И это решение фикха как раз указывает на этот хадис, потому что по Сунне воду надо пить небольшими глотками, втягивая воду струйкой, и поэтому вся полость рта не будет омываться. Но если человек не будет выполнять эту Сунну и выпьет воду залпом, то вся полость рта омоется и полное омовение засчитается.
 
Двести второй хадис
 
حدثنا علي بن خشرم. حدثنا عيسى بن يونس عن رشدين بن كريب عن أبيه عن أنس رضي الله عنهما:
"أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان إذا شرب تنفس مرتين".
 
Али ибн Хашрам передал нам от Исы ибн Юнуса от Ришдина ибн Курейба от его отца[5] от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, когда пил, делал два глотка.
 
Другими словами, иногда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, делал два глотка, а иногда – три[6]. Возможно, это было связано с размером сосуда и количеством воды в нем.
 
Это подтверждается хадисом, который передает имам ат-Тирмизи в «Сунан»[7]:
 
" لَا تَشْرَبُوا وَاحِدًا كَشُرْبِ الْبَعِيرِ، وَلَكِنِ اشْرَبُوا مَثْنَى، وَثُلَاثَ، وَسَمُّوا إِذَا أَنْتُمْ شَرِبْتُمْ، وَاحْمَدُوا إِذَا أَنْتُمْ رَفَعْتُمْ
 
«Пусть никто из вас не пьет как верблюд – пейте в два или три глотка, и поминайте [Аллаха], когда пьете, и восхваляйте [Аллаха], когда заканчиваете».
 
Остается некая неопределенность насчет того, следует произнести басмалу только перед первым глотком или ее следует произносить при каждом глотке.
 
На это можно найти ответ в хадисе, который передает имам ат-Табарани в «Аль-Авсат»[8]:
 
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ «يَشْرَبُ فِي ثَلَاثَةِ أَنْفَاسٍ، إِذَا أَدْنَى الْإِنَاءَ إِلَى فِيهِ سَمَّى اللَّهَ، فَإِذَا أَخَّرَهُ حَمِدَ اللَّهَ، يَفْعَلُ بِهِ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ»
 
«От Абу Хурейры [передается], что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил из сосуда в три глотка, и когда подносил сосуд ко рту, то произносил имя Аллаха, а когда отдалял, то восхвалял Аллаха, и делал так трижды».
 
Ибн Хаджар назвал в «Фатх аль-Бари»[9] этот хадис хорошим (хасан).
 
Соответственно, желательно произносить имя Аллаха каждый раз, когда подносишь стакан ко рту, чтобы попить из него, и каждый раз после этого восхвалять Аллаха.
 
[1] Хадис также можно найти в «Сахихе» Бухари (№5631), «Сахихе» Муслима (№2028), у Абу Дауда (№3727), ат-Тирмизи (№1884), Ибн Маджа (№3416).
 
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 335-336).
 
[3] Шуаб аль-иман, (№6011, 6013).
 
[4] 1/36.
 
[5] Курейба.
 
[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 337).
 
[7] «Сунан» ат-Тирмизи, №1885.
 
[8] Аль-Авсат, 1/257, хадис №840.
 
[9] Фатх аль-Бари, 10/94.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков